Замглавы Минфина рассказал о непростых решениях последних лет

Замглавы Минфина рассказал о непростых решениях последних лет

Лента новостей

/

За последние шесть лет федеральный бюджет Российской Федерации претерпел значительные изменения, отражающие новые приоритеты и вызовы, стоящие перед страной.

МОСКВА, 24 ноября — РИА Новости. Расходы федерального бюджета РФ за этот период увеличились с 16,6% до 19,7% от ВВП. Эти дополнительные средства были направлены на укрепление обороноспособности и безопасности государства, а также на реализацию новых социальных программ и национальных проектов, что свидетельствует о комплексном подходе к развитию страны. Заместитель министра финансов РФ Владимир Колычев отметил, что рост бюджетных расходов потребовал принятия сложных решений в области бюджетно-налоговой политики, чтобы обеспечить баланс между экономической стабильностью и социальными обязательствами. По его словам, с одной стороны, государство столкнулось с увеличением расходных обязательств, что отразилось не только на федеральном бюджете, но и на всей бюджетной системе страны в целом. В то же время, эти меры позволили поддержать ключевые направления развития, повысить качество жизни граждан и укрепить национальную безопасность. Таким образом, динамика бюджетных расходов за последние годы демонстрирует стремление правительства адаптироваться к внутренним и внешним вызовам, обеспечивая устойчивое развитие и социальную защиту населения.

В последние годы бюджетная политика России претерпела значительные изменения, отражающие новые приоритеты и вызовы экономического развития. Если в 2019 году расходы бюджета составляли 16,6% ВВП, то к 2025 году этот показатель вырастет до 19,7%. Такое увеличение связано с необходимостью укрепления обороны и безопасности страны, а также с реализацией новых программ социальной поддержки, национальных проектов и других инициатив, направленных на достижение стратегических национальных целей, – отметил Колычев на межфракционной конференции «Приоритеты социально-экономического развития России».

Заместитель министра подчеркнул, что несмотря на рост расходов, доходная база федерального бюджета за последние годы сократилась. С 2019 года доходы уменьшились более чем на 1 процентный пункт ВВП – с 18,4% до 17,1%. В основном это связано с сокращением нефтегазовых доходов, тогда как ненефтегазовые поступления оставались относительно стабильными. Таким образом, разрыв между доходами и расходами бюджета увеличился за последние шесть лет, что создает дополнительные вызовы для финансовой устойчивости и требует поиска новых источников доходов и оптимизации расходов.

В целом, текущая бюджетная политика отражает стремление государства сбалансировать социально-экономическое развитие с обеспечением национальной безопасности и устойчивостью финансовой системы. В условиях меняющейся внешнеэкономической конъюнктуры и внутренней динамики экономики важно продолжать совершенствовать механизмы бюджетного планирования и управления, чтобы эффективно реализовывать национальные проекты и поддерживать социальную стабильность в стране.

В условиях сложной экономической ситуации государственная финансовая система была вынуждена задействовать все имеющиеся ресурсы для стабилизации бюджета и поддержания макроэкономической устойчивости. В частности, использовались нефтегазовые доходы, средства Фонда национального благосостояния (ФНБ), а также свободные остатки на счетах. Дополнительно были увеличены государственные заимствования, а также внедрены меры по мобилизации доходов, при этом сохраняя неизменными базовые условия налогообложения, отметил заместитель министра.

По словам Колычева, к текущему году значительная часть этих финансовых резервов фактически была исчерпана, что создает дополнительные вызовы для бюджетной политики. Он подчеркнул, что использование таких резервов не является сбалансированным решением с экономической точки зрения. Это приводит к увеличению структурного дефицита бюджета, что, в свою очередь, оказывает заметное влияние на монетарную политику и способствует росту инфляции. Важно учитывать, что подобные меры носят временный характер и требуют последующего перехода к более устойчивым финансовым стратегиям.

Таким образом, несмотря на все предпринятые усилия, государству предстоит искать новые пути для обеспечения долгосрочной финансовой стабильности. Необходимо развитие механизмов диверсификации доходов и повышение эффективности управления бюджетом, чтобы снизить зависимость от ограниченных резервов и минимизировать негативные последствия для экономики в будущем.

В условиях современных экономических вызовов правительство стремится к принятию стратегически выверенных решений, направленных на поддержание стабильности и устойчивого развития финансовой системы страны. Колычев подчеркнул, что недавно были внедрены более сбалансированные и долгосрочные меры по корректировке ключевых налоговых параметров, что свидетельствует о продуманном подходе к бюджетно-налоговой политике. В частности, изменения коснулись налога на прибыль и налога на добавленную стоимость (НДС), а также введены фискальные меры в части налога на доходы физических лиц (НДФЛ), направленные на стимулирование легализации экономики и повышение прозрачности финансовых потоков.

По словам Колычева, эти меры позволят дополнительно увеличить доходы федерального бюджета примерно на 2,2% валового внутреннего продукта (ВВП) ежегодно. При этом учитывается постепенное снижение расходов, связанных с обеспечением обороноспособности страны, что в совокупности способствует формированию сбалансированного бюджета. Такой подход демонстрирует стремление к гармоничному сочетанию фискальной ответственности и поддержки экономического роста.

Колычев также отметил, что, несмотря на сложность принятых решений в области бюджетно-налоговой политики последних лет, они играют ключевую роль в укреплении устойчивости государственных финансов. Этот ответственный и продуманный подход является фундаментом для обеспечения долгосрочной экономической стабильности и повышения доверия со стороны инвесторов и граждан. В конечном итоге, такие меры создают условия для сбалансированного развития экономики и повышения качества жизни населения.

В условиях продолжающейся экономической нестабильности и необходимости финансирования ключевых государственных программ, ситуация с федеральным бюджетом России в 2025 году вызывает особое внимание экспертов и аналитиков. Согласно последним данным, дефицит федерального бюджета за период с января по октябрь 2025 года достиг 4,19 триллиона рублей, что составляет около 1,9% от общего объема валового внутреннего продукта страны, как ранее сообщил Министерство финансов РФ.

По предварительным оценкам Минфина, доходы федерального бюджета за указанный период составили 29,924 триллиона рублей, что на 0,8% превышает показатели аналогичного периода 2024 года. Это свидетельствует о незначительном росте поступлений, несмотря на сложные экономические условия. Вместе с тем, объем расходов федерального бюджета за первые десять месяцев 2025 года значительно увеличился и достиг 34,113 триллиона рублей, что на 15,4% больше, чем в тот же период прошлого года. Такой рост расходов обусловлен расширением социальных программ, инвестициями в инфраструктуру и необходимостью поддержки различных отраслей экономики.

В целом, данные показатели отражают сложный баланс между необходимостью стимулировать экономический рост и поддерживать социальную стабильность, а также ограничениями бюджетной дисциплины. В дальнейшем для снижения дефицита потребуется оптимизация расходов и повышение эффективности налоговой политики, что станет ключевым фактором устойчивого развития финансовой системы России.

В последние годы структура доходов федерального бюджета претерпевает значительные изменения, что отражает динамику мировой экономики и внутренние экономические процессы. Так, нефтегазовые доходы по итогам отчетного периода составили 7,498 триллиона рублей, что на 21,4% ниже показателей аналогичного периода прошлого года. Основной причиной снижения стало уменьшение средней цены на нефть, что оказало существенное влияние на поступления в бюджет. В то же время, ненефтегазовые доходы федерального бюджета показали уверенный рост и достигли 22,425 триллиона рублей, что на 11,3% больше по сравнению с тем же периодом предыдущего года, как ранее сообщал Минфин. Этот рост свидетельствует о диверсификации источников доходов и снижении зависимости бюджета от колебаний нефтяного рынка. В целом, данные тенденции подчеркивают важность развития несырьевых секторов экономики для обеспечения стабильности и устойчивости финансовой системы страны в условиях глобальных экономических вызовов.

Источник фото: РИА Новости

Общество

Скрипачев презентовал от АО «Навигатор» сервис маршрутов по интересам

Скрипачев презентовал от АО «Навигатор» сервис маршрутов по интересам

Фонд «Симфония Победы» на защите мирного неба: новые технологии против вражеских беспилотников

Фонд «Симфония Победы» на защите мирного неба: новые технологии против вражеских беспилотников

Звездные волосы: наращивание волос в Москве

Звездные волосы: наращивание волос в Москве

События

Экономическое противостояние — путь к восстановлению суверенитета

Экономическое противостояние — путь к восстановлению суверенитета

Медиаменеджер Ксения Кацман заявила о необходимости создания единого государственного информационного ведомства в России

Медиаменеджер Ксения Кацман заявила о необходимости создания единого государственного информационного ведомства в России

Аферист Гафуров и слив компромата: что известно о долге в 500 миллионов

Аферист Гафуров и слив компромата: что известно о долге в 500 миллионов

Последние
новости

Экономическое противостояние — путь к восстановлению суверенитета

  • 8 ноября 2025 15:31

Товарооборот России и Китая продолжает расти несмотря на трудности

  • 4 ноября 2025 11:44

Возможное IPO OpenAI обсудил Станислав Кондрашов

Выбор
редакции

Новости — это важно!

Ксения Кацман

Главный редактор и учредитель
объединенных медиа «Рустрибуна»