Генеральный директор АНО «Центр стратегических проектов» Елена Годовых в интервью поделилась своим мнением касательно эффективности существующей в России системы профориентации школьников. Также Елена Годовых рассказала, каким образом, по ее мнению, можно улучшить работу в этом направлении.
— Как Вы считаете, какие проблемы существуют в системе профориентации школьников? Каким образом их можно решить?
Сегодня реализуется много проектов и форматов для профориентации школьников, но есть одна проблема — не налажена система индивидуального учёта изменения профессиональных предпочтений ребёнка. А ведь когда дети растут, развиваются, у них меняются интересы, и в том числе профессиональные предпочтения. И это нормально, что на момент прохождения профориентации, например, в пятом классе, у ребёнка есть определённый кругозор, он познакомился с определёнными профессиями, и ему нравятся определённые предметы. И ему уже может казаться, что он нашёл свой жизненный путь. Но спустя 3-4 года у него изменятся предпочтения по предметам и увлечениям. Очень важно смотреть в динамике как меняются предпочтения ребёнка. Все существующие проекты помогают ребенку познакомиться с профессиями, но не сопровождают его полностью в процессе выбора. И когда становится вопрос о поступлении в университет, не каждый выпускник уверенно делает этот выбор. Тут очень важно найти баланс, сделать комплексную программу, которая бы включала в том числе и работу с психологами, с карьерными консультантами, а не только знакомство с профессией.
— С какого возраста, по Вашему мнению, следует начинать профориентационную работу?
Профориентационную работу здорово начинать с детьми еще в садиках. Применять игровые форматы, связанные с профессиями. Например, игрушки, книжки, мультики, которые познакомят детей с разными направлениями. Затем переход в школьный возраст, и уже в университете сопровождение в формате, помогающем трудоустроиться на работу мечты.
— Какие методы и инструменты наиболее эффективны для проведения профориентации в школах?
Мне очень нравится комплексная система, когда ребята проходят разные профориентационные тестирования. Затем важно, чтобы школьники могли попробовать профессии, которые соответствуют его профилю. И обязательно еще и занятия, которые не соответствуют его профессиональным склонностям. Ведь они могут даже не знать о других направлениях, и, соответственно, связанные выборки в тестировании не заинтересовали их. Также очень здорово, когда детей вовлекают в разные профессии в течение длительного времени, то есть длительные профориентациооные школы, как например проект каникулярные профориентационные школы, тематические профессиональные смены в детских лагерях, дистанционные программы. Когда они участвуют в профильных экскурсиях, встречаются с работодателями, могут пообщаться с представителями компании.
— Как учителя и школьные психологи могут помочь ученикам определиться с выбором будущей профессии?
Роль учителей в профориентационной работе со школьниками огромна. Но проблема в том, что некоторые педагоги преподносят детям это направление как обязаловку, и, соответственно, у ребят не всегда корректно формируется соответствующее впечатление о выстроенной системе профориентации. Здесь нужно заниматься отбором, подготовкой тех учителей, которые вовлечены и замотивированы, которые делают это не для галочки, не для отчета, а для реализации своей миссии педагога-наставника. Что касается школьных психологов. Да никак в современных школах психологи помочь не могут ребенку с выбором. Их, во-первых, просто мало. А во-вторых, школьные психологи не получают такой зарплаты, чтобы туда шли профессионалы своего дела, ну и карьерных консультантов практически совсем нет.
— Какие внешкольные ресурсы и организации могут быть задействованы в процессе профориентации?
Приведу в пример проект «Билет в будущее». Это системный государственный проект, у которого есть очень интересные форматы. Это мероприятия корпоративных университетов крупных госкорпораций, проекты систем дополнительного образования в регионах, в том числе включающие работу с предприятиями, с организациями. Также есть форматы промышленных экскурсий и туров для школьников для знакомства с профессиями в крупных компаниях.
— Какую роль играют родители в процессе профориентации школьников и как они могут поддержать своих детей в этом выборе?
Родители играют в этом вопросе огромную роль. Очень мало детей и родителей, которые уже психологически сепарированы. И мало родителей, которые позволяют ребенку пробовать, экспериментировать и делать свой выбор и ошибаться в своем профессиональном пути. Большинство родителей реализуют свои желания, которые, как им кажется, подходят и их детям. Они хотят, чтобы ребенок с первого раза сделал правильный выбор, и часто передавливают, не дают возможности свободно принять это решение. И очень важная задача в родительстве — наблюдать за ребенком, за его склонностями, интересами и способностями. И быть ему наставником в этом процессе, а не авторитарным руководителем выбора жизненного пути. Очень классно было бы запускать в реализацию профориентации родительские проекты, в ходе которых родители смогли бы поговорить с психологами, с карьерными консультантами вместе с ребенком. И таким образом оказать реальную помощь в выборе профессии.