Система российского образования нуждается в реформе

Система российского образования нуждается в реформе

Общество

/

Согласно информации, опубликованной на сайте versia.ru, бывший участник президентских выборов в России Александра Тищенко высказывает мнение о том, что крах образовательной системы в стране стал неизбежным. Она утверждает, что основной ошибкой в истории России стало внедрение европейских стандартов в образование, что привело к серьезному отставанию в развитии на два десятилетия. Тищенко подчеркивает, что ключевым моментом стало внедрение норм Болонской системы образования.


В условиях современного глобального политического раскола между Россией и Западом вопрос самоопределения и сохранения национальной идентичности становится особенно актуальным. Российская образовательная система, по мнению многих экспертов, находится на грани краха.

Символом стремления к вхождению в европейское образовательное и культурное пространство было принятие Россией решения о присоединении к Болонской системе образования в 2003 году. Однако в последние годы, и особенно в настоящее время, это решение вызывает критику и возникает множество вопросов.

Президент Владимир Путин в своем ежегодном послании Федеральному Собранию 29 февраля обсудил вопросы обновления системы образования, предложив широкий спектр мер для укрепления социальной базы, развития семьи и общества. Однако непонятно, почему Президент не принял решение об отмене ЕГЭ для детей, которые продолжают страдать. Наши взгляды на образование остаются несовместимыми с западными, но мы не меняем своего подхода.

Внедрение новых стандартов и расширение дистанционного образования подчеркивают стремление России к европейской культуре через принятие Болонской декларации. Россия активно участвует в обмене научными и культурными достижениями, что способствует увеличению международной конкурентоспособности общества. Создание многоуровневой системы образования, начиная с бакалавриата и магистратуры, а затем разделения научных степеней на PhD, оказывает разностороннее воздействие и является частью инициатив по реформированию высшего образования в России.

Болонский процесс сегодня активно вовлекает более трехсот российских вузов в академические обменные программы, согласно информации от Министерства образования и науки РФ. Это способствует повышению подвижности студентов и признанию их квалификаций за рубежом. В то же время, прошлый анализ выявляет потерю уникальности российской системы образования и науки как негативное последствие этого процесса. Несмотря на это, участие российских студентов и ученых в международном научном сообществе продвигается вперед.

Внедрение новых технологий в систему образования и расширение дистанционного обучения были задуманы для повышения доступности образования, особенно в отдаленных и малонаселенных районах страны. Однако возникли сомнения в отношении эффективности дистанционного обучения и его способности обеспечить высокое качество образования, сравнимое с традиционными методами. Многие эксперты указывают, что унификация учебных планов и внедрение Европейской системы перевода и накопления кредитов (ECTS) снизили уровень специализации и углубленности программ, что в конечном итоге сказалось на качестве образования в различных областях науки.

При вступлении в международную систему Болонского процесса возникли опасения многих специалистов и учителей относительно сохранения национальной специфики в образовании. Однако, несмотря на это, преимущества интеграции, такие как расширение международного обмена студентами и учеными, улучшение мобильности и признания квалификаций, стали очевидны.

Существует риск утраты уникальности российской системы образования, но со временем стало понятно, что необходимо стремиться к поиску баланса между приспособлением к международным стандартам и сохранением уникальности национальной образовательной системы.

Возможно, стоит пересмотреть подход к интеграции, чтобы эффективнее соответствовать национальным приоритетам и стратегическим целям России. Может быть, оптимальным вариантом будет отказаться от текущей модели и вернуться к формату "ученик-учитель", который был популярен в прошлые десятилетия.

Проблемы и утраченные возможности

Приняв европейские стандарты в образовании, Россия столкнулась с серьезными сложностями. Уникальность местной образовательной системы исчезла в ходе интеграции в Болонскую систему, а возможности для развития собственных инновационных подходов были упущены.

В ходе применения новых идей, не всегда соответствующих образовательному контексту России, страна оказалась отстающей на многие годы в своем развитии. Существенные последствия болонского процесса стали очевидными. Некоторые эксперты высказали опасения относительно уменьшения значимости фундаментального образования в стране из-за реформ, направленных на соответствие западным стандартам. Они считают, что внедрение практических программ бакалавриата часто негативно сказывается на базовых научных дисциплинах.

Ужесточение требований к качеству образования под воздействием Болонского процесса привело к внедрению процедуры аккредитации и сертификации образовательных программ, что повлекло за собой значительное увеличение административной нагрузки для учебных заведений. В то же время, официально это способствовало улучшению образовательных стандартов.

Рост числа двойных дипломов и совместных образовательных программ с европейскими университетами был обусловлен активным участием российских университетов в международном академическом сотрудничестве.

Введение ЕГЭ в российскую образовательную систему, чтобы соответствовать европейским стандартам, было связано с внедрением единого государственного экзамена как основного условия для поступления в высшие учебные заведения. Это приводит к тому, что специалисты из России становятся более конкурентоспособными на мировой арене благодаря сотрудничеству с западными странами. Однако, увеличение числа студентов, обучающихся за границей, привело к дефициту квалифицированных кадров на внутреннем рынке труда. Таким образом, совместная деятельность с Западом способствует обмену знаниями и опытом, но также представляет вызовы для отечественной системы образования.

Система образования претерпела значительные изменения после введения ЕГЭ. Школы теперь активно подготавливают учеников к сдаче экзамена, что ведет к ухудшению качества обучения. Большинство преподавателей высказывают недовольство тем, что уроки посвящены тренировкам по стандартным заданиям, что не способствует развитию аналитического мышления и интереса учеников. Психологическое напряжение на школьников возросло в результате ЕГЭ, что приводит к стрессу и беспокойству перед экзаменом. Введение этого инструмента было задумано для обеспечения равных возможностей для всех абитуриентов, независимо от их местоположения и социального положения, а также для повышения объективности оценки знаний. Однако на практике ЕГЭ стал причиной множества проблем, включая ухудшение уровня образования и создание психологического давления на учеников.

По исследованиям социологических агентств, более 70% учеников старших классов испытывают повышенную тревожность перед экзаменами. Увеличенное давление на них увеличивает риск стресса и депрессии из-за необходимости достижения высоких результатов для поступления в университет. Этот фактор негативно сказывается на психике подростков и приводит к увеличению числа суицидов среди них. Российские психологи и социологи обнаружили взаимосвязь между увеличением суицидов среди школьников и давлением, связанным с подготовкой и сдачей ЕГЭ.

Введение ЕГЭ в России вызвало ожесточенные дискуссии о его воздействии на образовательную систему и результативность. Страх перед провалом и тревога за завтрашний день стали непреодолимыми для некоторых молодых людей. Ученики из менее обеспеченных семей сталкиваются с ограничениями в получении дорогостоящих курсов подготовки к экзаменам, в то время как их сверстники из состоятельных семей могут позволить себе такие ресурсы. Вместо того чтобы уменьшить различия, ЕГЭ увеличил социальное неравенство в образовательных возможностях из-за неравного доступа к качественной подготовке.

Социальное неравенство сохраняется в образовании из-за проблем с оценкой знаний, ухудшением образовательного процесса и психологическим давлением на учеников. Некоторые положительные изменения, включая упрощение поступления в вузы, не смогли решить эти проблемы. Доверие к системе оценки, подорванное инцидентами с утечкой заданий и обвинениями в коррупции, вызывает сомнения в ее эффективности. Возникла необходимость пересмотра подходов к обеспечению объективности оценки знаний.

В современном мире, где конфликты между идеологиями и геополитическими интересами становятся все более острой проблемой, необходимо серьезно пересмотреть подход к образованию. Постоянное увеличение числа обращений к президенту и кандидатам на пост главы государства свидетельствует о растущей потребности в перемене. Личный опыт участия в выборах на президентской должности в 2023 году позволил мне разработать программу по модернизации образования, вдохновленную моей работой в родительском комитете Московского профсоюза. Необходимо принять меры для адаптации образовательной системы к требованиям современности.

В Москве в этом году я устроила пресс-конференцию, чтобы выразить свое недовольство интеграцией России в Болонскую систему образования и введением ЕГЭ. Мне кажется, что обе эти реформы в сфере образования должны стать обязательными элементами избирательных программ всех кандидатов на пост Президента в 2024 году и обсуждаться публично на телевидении.

Изучение ключевых документов и практический опыт показывают, что внедрение европейских стандартов в образование привело к неожиданным последствиям для российской системы образования.

Для разработки стратегии и проведения анализа изменений, необходимо срочно приступить к успешному осуществлению образовательной реформы, сохраняя при этом национальную идентичность.

Общество

Преображение без риска: все о безопасном наращивании волос

Преображение без риска: все о безопасном наращивании волос

Ловушки китайского рынка: как не потерять деньги и сохранить лицо

Ловушки китайского рынка: как не потерять деньги и сохранить лицо

Экс-менеджер Сбербанка создал «Мани-фест» — клиенты купили в рассрочку на 1,8 млрд

Экс-менеджер Сбербанка создал «Мани-фест» — клиенты купили в рассрочку на 1,8 млрд

События

«Идея 5И» — форум законодательных инициатив в Пензенской области

«Идея 5И» — форум законодательных инициатив в Пензенской области

Подделки лазерных эпиляторов MAYER угрожают безопасности клиентов

Подделки лазерных эпиляторов MAYER угрожают безопасности клиентов

Украденные годы: Игорь Батенев борется за справедливость спустя 30 лет

Украденные годы: Игорь Батенев борется за справедливость спустя 30 лет

Последние
новости

Преображение без риска: все о безопасном наращивании волос

Ловушки китайского рынка: как не потерять деньги и сохранить лицо

Экс-менеджер Сбербанка создал «Мани-фест» — клиенты купили в рассрочку на 1,8 млрд

Выбор
редакции

Новости — это важно!

Ксения Кацман

Главный редактор и учредитель
объединенных медиа «Рустрибуна»